О чем эта книга:

В книге в увлекательной форме дана панорама истории Азии и Европы конца 12 века

ВСТУПЛЕНИЕ

КРЕСТОНОСЦЫ И САРАЦИНЫ

Надеясь избежать штурма Иерусалима, Салах ад-Дип отправил городу ультиматум. В нем он предлагал в обмен на капитуляцию заплатить его задцитяикаы тридцать тысяч безантов п разрешить христианам селиться в пяти милях от города. Желающих оп обязался отправить в христианские земли за свой счет.

Ультиматум был отклонен. Защитники города надеялись па крепость степ, а главное — па крепость своей веры и защиту истинного бога.

К тому же носились слухи, что с севера идет германский император, а морем плывут другие крестоносцы: христианский мир не оставит Иерусалим в беде.

В первые дни обороны горожане сражались отважно, хотя и не были профессиональными воинами. Они беспрерывно  делали вылазки.  Когда враги пошли  па  первый штурм, направление его было выбрано неудачно: солнце светило штурмующим в лицо, и дул сильный встречный ветер. Пока мужчины отстреливались со стен, женщины Иерусалима поднимали на стены ведра и корзины с мелким песком и пускали ого по вотру. Пыль стегала атакующих но глазам и сбивала дыхание. Штурм сорвался.

Подвезли двенадцать осадных машин и поставили их у слабых, северных стон. С осадных машин и башен лучники Салах ад-Дпп обстреливали Иерусалим столь усердно, что согнали со степ его защитников. Это позволило сделать подкопы под степы.

Патриарх и епископы водили по Иерусалиму процессии, взывая к небу о помощи. В городе царило уныние. Ибелпиу рассказали, что среди православных греков, армян-грлгорнап и несториан, составлявших значительный процент жителей Иерусалима, созрел заговор. Заговорщики намерены открыть ворота, ттс дожидаясь, пока разъяренные сарацины порвутся в город.

Наконец степа и одном месте рухнула, и завязался бой в проломе. Несмотря на то что в городе оставалось еще немало люден, способных и желавших сражаться, патриарх Ираклии обратился к Ибелпиу и горожанам с предложением начать переговоры с Салах ад-Дппом. Он мотивировал свое решение соображениями гуманности: если продолжать борьбу, то сарацины осквернят церкви п обесчестят женщин. Ото обращение подорвало дух сопротивления. Почему рядовые защитники должны быть более христианами, чем сам патриарх?

Султан встретил его сурово. Оп сказал ему, что, после того как ультиматум был отвергнут, его войско поклялось снести стелы Иерусалима и истребить всех христиан. Прервав переговоры, он велел Ибелпиу вернуться па следующий день.

Затем Салах ад-Дпп созвал ученых мулл и объяснил им ситуацию. Клятва дана, и следует ее выполнить. Однако дальнейшая осада чревата потерей времени, повыли жертвами и разрушениями в Иерусалиме. Что делать? И подобно тому как патрпарх Ираклий освободил от клятвы Ибелина, мусульманские мудрецы поспешили освободить от клятвы султана. Оггтт мотивировали решение тем, что сам факт взятия города означает моральное крушение его стен и духовное истребление его жителей.

Л в обреченном Иерусалиме царила паника. Жошцпны поставили на площади чаны с водой и, окупая туда своих дочерей, отрезали им косы, посвящая их таким образом в монахини в надежде спасти от грядущего бесчестья. Свя

Оглавление