О чем эта книга:

В книге в увлекательной форме дана панорама истории Азии и Европы конца 12 века

ВСТУПЛЕНИЕ

ОТШЕЛЬНИК ИЗ ГАНДЖИ

В портрете Ферхада есть деталь, которая позволяет утверждать, что Низами писал именно Мастера, который чем-то сродни ему самому. Сила Ферхада — это как бы внешний слой образа. И картина, которую любят изображать художники,— Ферхад, киркой разрубающий горы,— неточна. Мастерство Ферхада — это мастерство знания. Вот что говорит о Ферхаде Шапур:

 

 «Есть мастер-юноша,— сказал он,— будешь рада Ты встретить мудрого строителя Ферхада. Все измерения он разрешает вмиг, Евклида он познал и Меджисте постиг» *,

Евклид — это греческий математик. А что такое Меджисте? Под этим названием на Ближнем и Среднем Востоке была известна работа Клавдия Птолемея «Свод по математике».

Какая уж тут кирка — Низами воспевает ученого, пробивающего горы с помощью расчета и высочайшего знания.

Впрочем, Хосрову до этих деталей дела нет. Царь раздражен. Замучили семейные неурядицы, государственные дела, а тут какой-то каменотес смеет вздыхать по Ширин. И шах, как и положено просвещенному монарху, собирает своих приближенных. Он удивителен в лицемерном прекраснодушии.

Вот как рассуждает царственный красавец:

«Как одержимого неистовство сдержать? Как этой костью нам игральною сыграть?

Коль сохранить его — мое погибнет дело. Сразить невинного мне честь не повелела.

В могуществе царя я мыслил быть один —

На праздник мой прийти решил простолюдин».

Как же избавиться от Мастера? И вельможи советуют:

«Ты призови его, ты в нем роди надежды, Чтоб он на золото свои приподнял веяеды.

За золото Ферхад и веру отметет,

За сладость звонкую от Сладкой отойдет.

Коль золотом глупца не отмести метлой, Тогда займи его работой над скалой.

Оглавление